Ну что же, близится конец 2017 года и можно, с учетом собранной по сусекам информации, подвести первые итоги того, что сегодня происходит с реализацией последних поправок к закону об ОСАГО. Напомним, что страховые протащили очередные изменения к Закону об ОСАГО, лишающие автовладельцев возможности получения выплат деньгами и предполагающие компенсацию ущерба, путем оплаты ремонта на СТО, куда страховые компании должны направлять потерпевшего для кузовного ремонта и покраски автомобиля
Ремонт автомобиля после ДТП оказался невыгодным для СТО
Первые итоги поправок к закону об ОСАГО, регламентирующих ремонт автомобиля после ДТП, а не выплату деньгами

Ну что же, близится конец 2017 года и можно, с учетом собранной по сусекам информации, подвести первые итоги того, что сегодня происходит с реализацией последних поправок к закону об ОСАГО. Напомним, что страховые протащили очередные изменения к Закону об ОСАГО, лишающие автовладельцев возможности получения выплат деньгами и предполагающие компенсацию ущерба, путем оплаты ремонта на СТО, куда страховые компании должны направлять потерпевшего для кузовного ремонта и покраски автомобиля

До внесения последних поправок, у нас был выбор: либо получить выплату от страховщика по независимой экспертизе (независимая оценка ремонта автомобиля после ДТП), либо, если страховая предложит организовать ремонт, поехать на одну из предложенных СТО (при условии, что она внушает доверие).

Поправки, как уже неоднократно шумели страховые компании в СМИ, были вызваны тем, что некие «криминальные автоюристы» незаконно получают выплаты через суд, чем очень сильно повышают убыточность. Якобы, это приводит к тому, что продавать полисы ОСАГО становится невыгодно. Не будем заново возвращаться к этому вопросу, поскольку он неоднократно обсуждался на страницах многочисленных изданий и по телевидению, в том числе на федеральном уровне.

Рассмотрим ситуацию, которая сложилась сегодня. А ситуация такова, что ОСАГО по-новому не работает. Страховые компании, в борьбе с автоюристами, сами вляпались в неприятную историю. Давайте вернемся на полгода назад, в прошлое.

Как мы помним, если происходило ДТП, то надо было ехать в свою страховую компании, сдавать документы из ГИБДД, показывать машину якобы «независимым экспертам» и по экспертизе, проведенной ими, получать деньги по оценке ремонта автомобиля после ДТП. Дальше, ту сумму, которую выплатила страховая, можно было использовать по собственному усмотрению. Либо отправиться на проверенную станцию и сделать ремонт, либо самому (если руки и умение позволяют) восстановить машину, либо вообще ничего не делать и кататься дальше с повреждениями, если позволяют ПДД.

Что же по сути происходило? Да, действительно, страховщики занижали выплаты, вынуждая независимых экспертов, которых за последние годы на рынке развелось великое множество и которые получали основной объем заказов именно из СК, считать так, как хочется страховщику. Какая-то часть автолюбителей обращалась в суды, если денег на ремонт не хватало, а большинство предпочитало просто махнуть рукой на судебные споры и доплатить за восстановление авто из собственного кармана. Именно это позволяло страховым компаниям снижать убыточность и зарабатывать неплохие деньги.

Потом, поскольку большинству автомобилистов на ремонт автомобиля после ДТП денег не хватало, появились так называемые «криминальные автоюристы», которые попросту выкупали у потерпевших право требования по возмещению ущерба, за разумные деньги, а потом с этими материалами обращались в суд и получали со страховщика уже по полной, включая затраты на юридическое сопровождение.

Да, действительно, существовали перегибы с их стороны, но это было только следствием того, что в страховых, как правило, работают юристы, не способные (по причине низкой квалификации и опыта) соперничать с настоящими профи, вкладывающими свои деньги в коллекторский бизнес. При желании и должных знаниях, с автоюристами можно было судиться и очень даже успешно.

Какая же ситуация сложилась сейчас? А сейчас, система урегулирования подразумевает, что потерпевший, поставив автомобиль в ремонт на СТО для ремонта автомобиля после ДТП, по закону, должен получить кузовной ремонт, сделанный не просто качественно, но с применением новых, без износа, запасных частей. Но, так не получается, поскольку станции технического обслуживания, специализирующиеся на кузовной ремонте и покраске автомобилей, отказываются ремонтировать машины по тем ценам, которые предлагают платить страховые компании.

Страховщики привыкли уже к заниженной средней выплате за много лет и лоббируя поправки к закону об ОСАГО, предполагали, что автоюристы автоматически останутся без работы, а платить они будут так же мало, только уже не страхователю, а на СТО. Да не тут-то было.

Оказалось, что за предлагаемы мизерные средства, которые раньше более или менее устраивали потерпевших, автосервисы работать просто отказываются, т.е. очень мало автоцентров готовы заключать договора на условиях, которые пытаются подсунуть страховые компании. В результате, в большинстве случаев, страховщикам все равно приходится платить по старому, то есть, по независимой оценке.

Итак, на сегодняшний день вывод таков, что страховой бизнес очень сильно ошибся, рассчитывая, что к ним выстроится очередь их автосервисов, готовых работать на предложенных условиях. Работа по таким ценам для автоцентров просто нерентабельна. Оказалось, что подавляющее большинство СТО больше дорожат своими клиентами, несущими деньги непосредственно в кассу, чем договорами с драконовскими условиями, предлагаемыми страховщиками.

Итак, поскольку страховые не просчитали сложившуюся на страховом рынке ситуацию, нам остается только ждать очередного повышения стоимости полисов ОСАГО, цены на которые и так нынче не маленькие.

Подождем еще несколько месяцев и посмотрим, как будет дальше развиваться ситуация на рынке выплат по ОСАГО.